ФОНД «ПОМОЩЬ ВЕТЕРАНАМ ВОВ И ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ»
мы не имеем права их забыть! Координатор проекта В.П. Скобинов

ОБОРОНА СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ГОРОД - ГЕРОЙ МУРМАНСК.

ОБОРОНА СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

ГОРОД - ГЕРОЙ МУРМАНСК.

К началу Великой Отечественной войны (1941 год) Мурманск обрёл современный для тех лет флот и его береговую базу, стал промышленным городом: возведены заводские корпуса, создана база индустриального рыболовства, набирал силу траловый флот, создан рыбный порт, который также стал быстро развиваться, и страна стала получать от мурманчан по два миллиона центнеров рыбы ежегодно. В Мурманске насчитывалось уже несколько десятков каменных зданий - все это строилось без подъемных кранов. Кирпич на седьмой этаж носили на «козе», по четырнадцать штук за раз, а удальцы нагружали и по шестнадцать. Но, несмотря на отсутствие механизации и землеройной техники, стро­ительство каменных зданий шло очень быстро. Население города достигло 120 тысяч жителей.

Мурманск постепенно приобретал свое собственное лицо, свою архитектуру. Но, к сожалению, дальше была война.

По расчётам немецкого командования, Мурманск должен был быть взят всего за несколько суток в самом начале войны. Однако этому расчету не суждено было сбыться. Жители Мурманской области сразу же, проявляя горячий патриотизм и самоотверженность, поднялись на борьбу с фашистскими оккупантами. Прифронтовой Мурманск более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха.

Уже в первый день Великой войны в Мурманской области было введено военное положение.

В военных комиссариатах начали мобилизацию военнообязанных, в первые дни войны в военкоматы поступило до 3,5 тыс. заявлений от добровольцев: северяне-рыбаки, судоремонтники, грузчики портов, рабочие железной дороги, работники городских учреждений и организаций, жители Кировска, Кандалакши, Зашейка, Умбы и других населенных пунктов области.

Решающую роль в остановке наступления германских войск сыграла сформированная в начале сентября в Мурманске Полярная дивизия народного ополчения, впоследствии 186-ая стрелковая. Добровольцы стали ядром Полярной дивизии (около 50%). Только что сформированные батальоны принимали присягу у мурманского Дома офицеров, получали боевое оружие и отправлялись на фронт, на передовую. В первых же боях «полярники» заслужили эпитет «дикая дивизия». Атаки батальонов дивизии оказывались полной неожиданностью для немцев, полки дивизии быстро продвигались по тропам в тыл позиций немцев и наносили удары по врагу там, где этого никто не ждал.

Партийные, советские и военные органы организовали всеобщее военное обучение населения. В районах и населённых пунктах формировались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, соединения местной ПВО. Так, мурманский истребительный полк только за несколько первых недель войны 13 раз выходил на задания, которые были связаны с уничтожением вражеских диверсионно-разведывательных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона непосредственно участвовали в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Бойцы истребительных соединений Кольского и Кировского районов несли службу по охране Кировской железной дороги.

Летом 1942 года по инициативе обкома партии в области были образованы партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Учитывая тот факт, что Мурманская область была практически не оккупирована, партизанские соединения базировались на своей территории и уходили в глубокие рейды по тылам противника. Основным объектом действий партизанских отрядов стала автодорога Рованиеми — Петсамо, по ней шло снабжение немецких войск, расположенных в областях Северной Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны нападали на вражеские гарнизоны, нарушали линии связи и коммуникации, проводили разведывательно-диверсионную деятельность, захватывали пленных. Несколько партизанских отрядов также действовало и на Кандалакшском направлении.

Примерно 30 тыс. человек мобилизовали на военно-строительные работы - на подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько оборонительных линий. С участием гражданского населения велось массовое строительство окопов, щелей, бомбоубежищ.

С конца июня 1941 года из области началась массовая эвакуация гражданского населения и промышленного оборудования. Первоначально её осуществляли с помощью железнодорожного транспорта, затем с помощью кораблей и судов – везли в Архангельск. Вывозили детей, женщин, стариков, запасы стратегического сырья, оборудование с «Северникеля», Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы Мурманской области вывезли 8 тыс. вагонов и более 100 судов – эта эвакуация стала частью более масштабной операции, которую проводили по всем западным областям Советского Союза. Те предприятия, которые были оставлены в области, были переведены на военные рельсы и ориентированы на выполнение военных заказов.

Подлинный героизм проявили мурманчане, которые, несмотря на голод, суровые климатические условия, порой отсутствие жилья, трудились ради победы и в море, и на причалах, и у станков. Оставшиеся в области женщины, подростки и старики заменили на производстве ушедших на фронт мужчин. Они осваивали на различных курсах новые профессии, выполняли нормы не только здоровых мужчин, но и ставили рекорды,выполняли нормы на 200% и более. Рабочий день на предприятиях вырос до 10, 12 часов, а иногда и 14 часов.

Бесперебойно работал порт Мурманска. Он был важным транспортным узлом, через который поддерживалась связь с союзниками: именно сюда приходили техника, вооружение и продовольствие по ленд-лизу. Фашисты пытались уничтожить их беспрерывными бомбежками, намертво заблокировать с моря.

Но город выстоял, и продолжал работать его порт: проводились разгрузка и погрузка кораблей, судоремонтные работы. В зимнюю навигацию 1941-1942 гг., длившуюся 5 с половиной месяцев, с окончанием интенсивных перевозок в июне, порт принял 113 судов, обработал 407385 тонн импортных и 41137 тонн экспортных грузов. С прибывших судов выгружали танки, станки, автомашины, военно-стратегическое сырье, продовольствие. За границу отправляли лес, апатит, магнетит, хром, воск, асбест, растительное масло, пушнину.

В апреле 1942 г. немецкая авиация приступила к систематическим бомбардировкам разгружающихся в Мурманске транспортов, к концу июня в результате массированных налетов не только порт, но и город были практически уничтожены. Даже в условиях разрухи и постоянных авианалетов город продолжал жить, трудиться и воевать!

Значительны были потери разгружающихся в порту судов, в том числе и иностранных.

Те суда, которые удавалось отремонтировать, продолжали свою благородную миссию. Судоремонтными предприятиями города только в 1942 г. были отремонтированы 65 судов иностранного флота.

Суровой для мурманских портовиков, моряков, судоремонтников была зимняя навигация 1942-1943 г. Зимняя навигация 1942-1943 гг. сократилась до 3 месяцев. В эту навигацию через Мурманский порт прошло 45 судов, обработано 214463 тонны импортного и 52243 тонны экспортного груза.

Летом 1943 г. в порту были проведены большие восстановительные работы, восстановлен причальный фронт, что дало возможность одновременной разгрузки 14 пароходов, на всех причалах оборудованы бомбоубежища. Были установлены 5 импортных портальных кранов, транспортер, реконструированы железнодорожные пути, подготовлены складские помещения.

К зимней навигации 1943-1944 гг. в помощь кадровым грузчикам прибыли бойцы Карельского фронта и Северного флота. В навигацию 1943-1944 гг. Мурманский порт принял 92 судна, переработал 624035 тонн импортного и 42118 тонн экспортного груза. В 1944 г. грузооборот порта достиг довоенного уровня.

Через Мурманский порт до самого конца войны, до весны 1945 года шли грузы, необходимые фронту и тылу.

За все военные годы Мурманский порт принял 250 судов, разгрузил и отправил 2 миллиона тонн различных грузов: боевой техники, военного снаряжения, продовольствия, медикаментов, стратегического сырья.

Порт Мурманска стал для гитлеровских захватчиков непокорённой крепостью.

В короткие сроки была решена важнейшая задача по переводу мирной промышленности на военные «рельсы». Все рыболовные траулеры были переданы в состав Северного флота. Судоремонтные предприятия провели работу по переоборудованию их в боевые корабли, на них устанавливали вооружение. Судоремонтные заводы также ремонтировали боевые корабли и подводные лодки. Уже с 23 июня все предприятия области перешли на круглосуточный (чрезвычайный) режим работы. Горожане, работавшие на верфях, отремонтировали 645 боевых кораблей, 544 транспортных и других судов, Кроме того, в Мурманске были переоборудованы еще 55 рыболовецких судна в боевые.

Не оставались в стороне и рыбаки-герои Мурманска – за три года им удалось выловить 850 тысяч центнеров рыбы, снабжая провиантом, как жителей города, так и бойцов Советской армии.

Рыбаки уже осенью 1941 года возобновили промысел, добывая необходимую для фронта и тыла рыбу в боевых условиях (их могли атаковать вражеские самолёты, субмарины, не было радиосвязи.). Хотя сама область и испытывала нехватку продовольствия, но всё же несколько эшелонов с рыбой смогли отправить блокадному Ленинграду.

Мурманские рыболовецкие суда выполняли свои важные задачи в непосредственной близости от театра боевых действий. Каждый выход в море был для них настоящим подвигом.

Город, особенно в первый военный год, остро ощущал недостаток продуктов питания. Нужно было изы­скивать местные продоволь­ственные ресурсы. Для того, чтобы улучшить продовольственное снабжение населения Мурманской области при промышленных предприятиях, были созданы подсобные хозяйства, людьми возделывались огороды. Был организован сбор ягод и грибов, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались добычей дичи — лосей, диких оленей, птицы. На внутренних водоемах Кольского полуострова был организован лов озерной и речной рыбы.

Предприятия Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска в кратчайшие сроки освоили выпуск автоматического оружия, гранат, минометов. За годы войны для фронта было изготовлено 1260 минометов, почти 100 тысяч мин, 190 тысяч гранат. Комбинат «Апатит» начал производство смеси для зажигательных авиабомб, судоремонтные мастерские делали шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика выпускала лыжи для солдат. Артели промысловой кооперации вели производство оленьих упряжек, мыла, переносных печей (буржуек), различной походной утвари, шили обмундирование, ремонтировали обувь. Оленеводческие колхозы передавали армии оленей и нарты, снабжали мясом и рыбой.

Железнодорожники Мурманска работали самоотверженно и мужественно, не жалели ни сил, ни жизни. Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации и артиллерийские обстрелы железной дороги, острую нехватку квалифицированных кадров (многие железнодорожники ушли на фронт), оборудования и материалов, движение поездов не останавливалось, связь с Большой землей не прерывалась, была обеспечена бесперебойная транспортировка грузов, военной техники, снаряжения и продовольствия. Силами мурманских «вагонников» был оборудован бронепоезд «Мурманец». Для восстановления разрушений от вражеских бомбардировок уже в июле 1941 г. были созданы специальные восстановительные подразделения (поезда, участки восстановительных работ и т.д.), что позволило сконцентрировать средства и четко организовать восстановительные работы. В каждой газете военных лет можно найти заметки о трудовых победах и подвигах железнодорожников. А среди архивных документов очень много телеграмм с разных участков дороги о количестве сброшенных бомб, повреждениях, человеческих жертвах, проявлениях мужества железнодорожников по спасению поездов, ценных грузов, организации немедленных восстановительных работ, обеспечении бесперебойных перевозок несмотря на частые налеты.

Кроме того, жители области приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: люди сдали 15 кг золота, 23,5 кг серебра. Всего же за годы Великой войны от жителей Мурманской области поступило более 65 миллионов рублей. В 1941 году 2,8 млн. рублей было перечислено на создание эскадрильи «Комсомолец Заполярья», а железнодорожники построили на свои средства эскадрилью «Советский Мурман». Было собрано и отправлено более 60 тыс. подарков на фронт бойцам Красной Армии. Школьные здания в населённых пунктах переоборудовали под госпитали.

И всё это делалось в самых тяжёлых условиях прифронтовой зоны, населённые пункты подвергались постоянным ударам с воздуха. Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. Само понятие тыла применительно к Мурманской области было очень условным - вся территория области фактически представляла собой прифронтовую полосу.

Не взяв Мурманск с суши, враг беспрестанно бомбил город с воздуха. Так, с лета 1942 года Мурманск подвергался жестоким бомбардировкам, только 18 июня 1942 года немецкие самолёты сбросили 12 тыс. бомб! В отдельные дни совершалось до пятнадцати-восемнадцати налётов. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду: за время войны количество взрывчатых веществ на квадратный метр территории города превысило все мыслимые пределы - 792 авиационных налета и 185 тысяч сброшенных бомб.

Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Фашистские самолёты сбрасывали на преимущественно деревянный город, в основном, зажигательные бомбы; чтобы затруднить борьбу с пожарами, применяли смешанные бомбардировки с использованием осколочных и фугасных бомб. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин Мурманска. Огонь уничтожил в городе больше 600 деревянных зданий.

Всего с 1941 по 1944 год на главный город области было совершено 792 налета немецких ВВС, люфтваффе сбросили около 7 тыс. фугасных и 200 тыс. зажигательных бомб. В Мурманске было разрушено и сожжено три четверти города: более 1500 домов (три четверти всего жилого фонда), 437 (две трети) производственных и служебных зданий, а это - жилые дома, больницы, детские сады, школы и другие культурно-бытовые и служебно-технические здания.

Немецкая авиация регулярно наносила удары по Кировской железной дороге. За время военных действий в Заполярье на каждый километр железнодорожной магистрали немецкие ВВС сбросили в среднем 120 бомб. Но, невзирая на постоянную опасность попасть под бомбардировку или обстрел, мурманские железнодорожники и портовики делали свое дело, и связь с Большой землей не прервалась, по Кировской железной дороге шли составы. Надо отметить, что силами ПВО над Мурманском и Кировской железной дорогой в 1941-1943 годы было сбито 185 самолётов врага.

Город стойко оборонялся.

Хотя население Мурманска в годы войны сократилось до 35 тыс. человек (большинство жителей были эвакуированы), общими усилиями жители Мурманска собрали около 60 млн. рублей, которые пошли на нужды армии, несмотря на тяжелейшие условия жизни гражданского населения!

В ноябре 1945 года по заключению правительства Мурманск был одним из тех городов, возрождение которых провозглашалось задачей первоочередного характера.

На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. Город был достаточно быстро восстановлен.