ФОНД «ПОМОЩЬ ВЕТЕРАНАМ ВОВ И ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ»
мы не имеем права их забыть! Координатор проекта депутат МГД В.П. Скобинов

День армейской авиации.

Дата 28 октября 1948 года стала отправной точкой создания отечественной армейской авиации. Именно в этот день была сформирована первая авиационная армейская эскадрилья, местом дислокации которой стал подмосковный Серпухов. Это было первое в стране вертолётное подразделение Военно-воздушных сил, получившее официальное наименование 26-я ОУТАЭ (отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья).

Отбор личного состава в формируемое подразделение проходил достаточно жёстко. Для 26-й учебно-тренировочной авиационной эскадрильи отбирались опытные лётчики боевых полков штурмовой и истребительной авиации, многие из которых успели себя проявить в годы Великой Отечественной войны. Однако были среди привлекаемых к службе лётчиков и совсем молодые люди. Но это была по-настоящему крепкая молодёжь, которая уже успела показать свои возможности во время службы на самолётах Ил-2 и Ил-10. Одним из представителей молодого офицерского состава был Егор Милютичев – старший лейтенант, служивший ранее инструктором в авиационной школе.
Имя Егора Филипповича тесно связано со становлением советской вертолётной школы, получившей впоследствии серьёзное развитие. В частности, Егор Милютичев вёл работу по перепрофилированию лётчиков для эксплуатации новых образцов вертолётов, поступавших в эскадрилью. Полёты лётчиков выполнялись в самых разных погодных условиях. Существовала особая программа подготовки для управления машинами в ночное время суток.

Необходимо отметить, что одними из первых винтокрылых машин, поступивших в 26-ю ОУТАЭ, были вертолёты Г-3, построенные на базе «Омеги». Эти вертолёты могли выполнять функции корректировщиков артиллерийского огня. Конструктор вертолётов Иван Павлович Братухин постарался создать машину, работа двигателей которой позволяла осуществлять весьма существенные по своей сложности маневры.
Через два с небольшим года после создания 26-й ОУТАЭ в её составе появляются вертолёты Ми-1. Это многоцелевая винтокрылая машина, которая стала первым серийным вертолётом в Советском Союзе. Именно в серпуховской эскадрилье началась опытная эксплуатация Ми-1. Об одном из учебных полётов, который развивался весьма драматично, рассказывается в архивной литературе 26-й эскадрильи:
В ноябре 1951 г. я выполнял полёт по треугольному маршруту в облаках. Со мной в экипаже был лётчик, исполняющий обязанности штурмана. На высоте 900 м мы оказались в зоне интенсивного обледенения. Кабина вертолёта быстро покрылась льдом. Резко снизились обороты винта, ухудшилась управляемость. Затем, судя по показаниям приборов (авиагоризонта и указателя скорости), вертолёт завалился влево с переходом в крутое пикирование. Перехожу на режим авторотации и отклоняю органы управления на вывод из пикирования, а оно продолжается, на отклонение рулей вертолёт не реагирует. Думаю — надо покидать машину, рука тянется к ручке двери. Но... вдруг вижу через форточку землю — мы вывалились из облаков! Высота 600 м. Визуально наблюдается медленный выход из пикирования. На высоте 250 м удалось вывести вертолёт в горизонтальный полёт. Пока летели до аэродрома минут двадцать и после посадки, на передних кромках лопастей ещё оставалось 5 мм льда. На разборе полётов было принято решение в полетах в облаках при появлении малейших признаков обледенения немедленно выходить из облаков.
К сожалению, в ходе испытательных полётов на Ми-1 не обходилось и без трагических инцидентов. Так, не удалось вывести вертолёт из пикирования после обледенения винтов в облаках лётчику Якову Черенкову, погиб в ходе испытательного полёта. Этот инцидент послужил причиной серьёзнейшего разбирательства и началу разработки системы, препятствующей образованию ледяной корки на лопастях винта. В ОКБ Миля такая система была разработана, и ею стали оборудовать все вертолёты армейской авиации СССР.

Если в 50-х годах XX века вертолётная авиация всё же считалась вспомогательной, а все основные воздушные операции должны были выполнять лётчики самолётов штурмовой, истребительной и бомбардировочной авиации, то через 10-15 лет ситуация стала меняться. Силами конструкторов вертолёты стали настоящими боевыми единицами, способными выполнять самые разные задания в небе. А появление ударных вертолётов стало новой вехой в развитии армейской авиации, которая предопределила путь для целого направления вертолётной техники, следуя по которому Россия по целому ряду параметров превосходит конкурирующие государства.

За многолетнюю историю армейской авиации экипажи вертолётов выполняли задачи в самых разных точках планеты. Это как горячие точки на карте самой России, так и операции в зарубежных государствах, включая Афганистан, Грузию и др. Выполняют поставленные перед ними боевые задачи и лётчики группировки ВКС РФ в Сирии.