ФОНД «ПОМОЩЬ ВЕТЕРАНАМ ВОВ И ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ»
мы не имеем права их забыть! Координатор проекта В.П. Скобинов

8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии.

Предпосылки войны

Можно считать, что предпосылки Советско-японской войны возникли ровно в тот день, когда окончилась Русско-японская война – в день подписания Портсмутского мира 5 сентября 1905 года. Россия потеряла арендованный у Китая Ляодунский полуостров (порт Далянь и Порт-Артур) и южную часть острова Сахалин. Весомой была потеря влияния в мире в целом и на Дальнем Востоке, в частности, вызванная неудачной войной на суше и гибелью большей части флота на море. Очень сильным также было чувство национального унижения: по всей стране прошли революционные восстания, в том числе и во Владивостоке.

Это положение усилилось в ходе революции 1917 года и последовавшей Гражданской войны. 18 февраля 1918 года Верховный совет Антанты принял решение об оккупации японскими войсками Владивостока и Харбина, а также зоны КВЖД. Во Владивостоке во время иностранной интервенции находилось около 15 тысяч японских солдат. Япония несколько лет фактически оккупировала российский Дальний Восток, и покинула регион с большой неохотой под нажимом США и Великобритании, которые опасались чрезмерного усиления вчерашнего союзника по Первой мировой войне.

Эти события припомнит лейтенант Герасименко, член ВКП(б) (12 МЖДАБ) в 1945 году. Его слова приведены в политдонесении начальника политуправления ТОФ, где собраны и другие цитаты личного состава кораблей и частей флота, воспринявших с большим подъемом известие о начале войны с Японией.

Одновременно шел процесс усиления позиций Японии в Китае, который также был ослаблен и раздроблен. Начавшийся в 1920-е годы обратный процесс – усиления СССР – довольно быстро привел к тому, что между Токио и Москвой сложились отношения, которые спокойно можно было бы охарактеризовать как «холодная война». К концу 1930-х годов напряжение достигло пика, и этот период ознаменовался двумя крупными столкновениями между СССР и Японией — конфликтом на озере Хасан (Приморский край) в 1938 году и на реке Халхин-Гол (Монгольско-маньчжурская граница) — в 1939.

Хрупкий нейтралитет

Понеся довольно серьезные потери и убедившись в мощи Красной армии, Япония предпочла 13 апреля 1941 года заключить с СССР пакт о нейтралитете. Нашей стране также был выгоден пакт, так как Москва понимала, что главный очаг военной напряженности кроется не на Дальнем Востоке, а в Европе. Для самой Германии, партнера Японии по «Антикоминтерновскому пакту» (Германия, Италия, Япония), видевшей в стране Восходящего солнца главного союзника и будущего партнера в «Новом Мировом Порядке», договор между Москвой и Токио был серьезной оплеухой. Токио, однако, указал немцам на наличие такого же пакта о нейтралитете между Москвой и Берлином.

Два главных агрессора Второй мировой не смогли договориться, и каждый повел свою главную войну — Германия против СССР в Европе, Япония — против США и Великобритании на Тихом Океане.

Впрочем, отношения между СССР и Японией в этот период трудно было назвать хорошими. Было очевидно, что ни для одной из сторон подписанный пакт не является ценным, и война — лишь дело времени.

Японское командование разрабатывало не только планы захвата значительной части советской территории, но и систему военного управления «в зоне оккупации территории СССР». В Токио по-прежнему считали своими жизненными интересами следующие территории при разделе «побежденного» Советского Союза. В документе под названием «План управления территориями в сфере сопроцветания Великой Восточной Азии», который был создан военным министерством Японии совместно с министерством колоний в 1942 году, отмечалось:

Приморье должно быть присоединено к Японии, районы, прилегающие к Маньчжурской империи, должны быть включены в сферу влияния этой страны, а Транссибирская дорога отдана под полный контроль Японии и Германии, причем Омск будет пунктом разграничения между ними.

Присутствие на дальневосточных границах мощной группировки вооруженных сил Японии вынуждало Советский Союз на протяжении всей Великой Отечественной войны с Германией и ее союзниками держать на Востоке от 15 до 30% боевых сил и средств советских вооруженных сил — всего более 1 млн солдат и офицеров.

В Вашингтоне и Лондоне знали точную дату вступления Советского Союза в войну на Дальнем Востоке. Прибывшему в мае 1945 года в Москву специальному представителю американского президента Г. Гопкинсу И.В. Сталин заявил:

Капитуляция Германии произошла 8 мая. Следовательно, советские войска будут находиться в полной готовности к 8 августа

Сталин был верен своему слову, и 8 августа 1945 года народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов сделал японскому послу в Москве следующее заявление для передачи правительству Японии:

Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем самым сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира.

Советское правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9 августа. Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией.

На следующий день, 10 августа, войну Японии объявила и Монгольская Народная Республика.

Готовность к войне

С запада страны началась переброска на Восток значительного числа войск из состава фронтов и западных военных округов. По Транссибирской железнодорожной магистрали день и ночь непрерывным потоком шли воинские эшелоны с людьми, боевой техникой и военным имуществом. Всего к началу августа на Дальнем Востоке и на территории Монголии была сосредоточена мощная группировка советских войск численностью в 1,6 млн человек, имевшая свыше 26 тысяч орудий и минометов, 5,5 тысяч танков и самоходных орудий и свыше 3,9 тысяч боевых самолетов.

Создаются три фронта — Забайкальский во главе с маршалом Советского Союза Р.Я. Малиновским, 1-й Дальневосточный (бывшая Приморская группа войск) во главе с маршалом Советского Союза К.А. Мерецковым и 2-й Дальневосточный фронт (бывший Дальневосточный фронт) под командованием генерала армии М.А. Пуркаева. Тихоокеанским флотом командует адмирал И.С. Юмашев.

Готов был и Тихоокеанский флот. К августу 1945 года в его состав входили: два крейсера, построенных на Дальнем Востоке, один лидер, 12 эскадренных миноносцев, 10 сторожевых кораблей типа «Фрегат», шесть сторожевых кораблей типа «Метель», один сторожевой корабль типа «Альбатрос», два сторожевых корабля типа «Дзержинский», два монитора, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 204 торпедных катера, 22 больших охотника, 27 малых охотников, 19 десантных кораблей. Подводные силы состояли из 78 подводных лодок. Главной базой корабельных сил флота являлся Владивосток.

Авиация Тихоокеанского флота насчитывала 1,5 тысячи самолетов различных типов. Береговая оборона насчитывала 167 береговых батарей с орудиями калибром от 45 до 356 мм.

Советским войскам противостояла сильная группировка японских войск и войск Маньчжоу-Го обшей численностью до 1 млн человек. Армия Японии насчитывала примерно 600 тысяч человек, из которых 450 тысяч находились в Маньчжурии, а остальные 150 тысяч — в Корее, преимущественно в северной ее части. Однако по уровню вооруженности японские войска заметно уступали советским.

Вдоль советских и монгольских границ японцами заблаговременно было сооружено 17 укрепленных районов, из них восемь общей протяженностью около 800 км — против Приморья. Каждый укрепленный район в Маньчжурии опирался на природные препятствия в виде водных и горных преград.

Согласно плану военной операции, на полный разгром японской Квантунской армии руководство СССР отводило своей группировке войск всего 20–23 суток. Наступательные операции трех фронтов по глубине достигали 600–800 км, что требовало высоких темпов продвижения советских войск.

Молниеносная война или «Августовский шторм»

Дальневосточная кампания советских войск включала в себя три операции — Маньчжурскую стратегическую наступательную, Южно-Сахалинскую наступательную и Курильскую десантную.

Наступление советских войск началось, как и планировалось, ровно в полночь с 8 на 9 августа 1945 года на земле, в воздухе и на море одновременно — на огромном участке фронта протяженностью в 5 км.

Война была стремительной. Обладая богатым опытом боевых действий против немцев, советские войска серией быстрых и решительных ударов прорвали японскую оборону и начали наступление вглубь Маньчжурии. Танковые части успешно продвигались в казалось бы непригодных условиях — через пески Гоби и хребты Хингана, но отлаженная за четыре года войны с самым грозным противником военная машина практически не давала сбоев.