ФОНД «ПОМОЩЬ ВЕТЕРАНАМ ВОВ И ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ»
мы не имеем права их забыть! Координатор проекта депутат МГД В.П. Скобинов

Человек Запредельного Мужества! Советский АС Георгий Кузьмин!

Кузьмин Георгий Павлович - командир эскадрильи 239-го истребительного авиационного полка 235-й истребительной авиационной дивизии 2-го смешанного авиационного корпуса 8-й воздушной армии Южного фронта, капитан. Родился 21 апреля 1913 года в селе Нагорное ныне Саянского района Красноярского края. После смерти отца в 1920 году, стал батраком. Окончил 7 классов в селе Рыбное Рыбинского района Красноярского края. Работал в сельском хозяйстве. В 1928 году вступил в комсомол.

В Красной Армии с 1930 года. В 1932 году окончил с отличием Вольскую объединённую военную школу лётчиков и авиационных техников. Служил на технических должностях в частях ВВС.
За участние в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году Г.П. Кузьмин награждён орденом Красного Знамени.
В 1940 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
Командир звена 161-го истребительного авиационного полка (43-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Западного фронта) старший лейтенант Кузьмин вечером 27 июня 1941 года вылетел (в шестой раз за этот день) на И-153 во главе звена в составе группы под командованием дважды Героя Советского Союза Г.П.Кравченко на прикрытие наземных войск в районе города Лепель (западнее Витебска). Вскоре показалась группа вражеских бомбардировщиков Ju-87, шедших плотным строем. Кузьмин повёл звено в атаку и сбил самолёт ведущего. Ведомые уничтожили второй "юнкерс". Остальные бомбардировщики освободились от бомб и повернули назад. Вскоре им на смену пришла новая группа бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Кузьмин вновь повёл звено в атаку и связал противника боем. Когда горючие было на исходе, он дал команду ведомым возвращаться на аэродром. В это время он заметил одиночный Ju-87, который выскочил из-за облаков и попытался сбросить бомбы на позиции наших войск. Кузьмин немедленно атаковал его и очередью поразил стрелка. Затем он подошёл к "юнкерсу" ближе, чтобы ударить наверняка. Но патронов уже не было. Тогда Кузьмин нанёс удар винтом по хвосту бомбардировщика. Потеряв управление, противник пошёл к земле. Сам Кузьмин благополучно совершил посадку на своём аэродроме. За этот подвиг был награждён орденом Красного Знамени.
11 ноября 1941 года во время патрулирования в районе Брянска Георгий Павлович обнаружил девятку бомбардировщиков противника и атаковал их. В завязавшемся воздушном бою он сбил 2 бомбардировщика, но от прямого попадания в бензобак его И-153 загорелся. С большим трудом ему удалось посадить истребитель на первой попавшейся площадке. Раненый в ноги, Кузьмин полз по снегу, пока его не подобрали местные жители и спрятали в одном из домов. Через некоторое время он попытался пробраться к своим, но был схвачен немцами. Ему удалось бежать из лагеря военнопленных. Месяц воевал в партизанском отряде. Затем его переправили через линию фронта. В госпитале пришлось ампутировать ему ступню левой и треть ступни правой ноги (обморозил, пока полз). 3 месяца провёл в госпиталях. После усиленных тренировок научился ходить на протезах. Добился разрешения вернуться в строй. Освоил Ла-5. Позже Воевал на Сталинградском и Южном фронтах.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 931) Георгию Павловичу Кузьмину присвоено 28 апреля 1943 года за 270 боевых вылетов 90 воздушных боев 15 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника.
18 августа 1943 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 9-го гвардейского истребительного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) гвардии майор Кузьмин Г.П. вступил в неравный воздушный бой в районе города Снежное Донецкой области. В ходе боя его "Аэрокобра" была подбита. Выбросился с парашютом, но купол загорелся и лётчик погиб. Похоронен пехотинцами.
Всего совершил 280 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника и 7 - в группе.

Человек запредельного мужества, воли и силы духа, он был непреклонным и виртуозным воздушным бойцом и настоящим человеком. Его ратные подвиги, как минимум, трижды были достойны присвоения высшей награды...

Г. П. Кузьмин родился 21 апреля 1913 года в саянском селе Нагорное, под Красноярском. Окончил 7 классов, а в 1932 году - Вольскую военную школу авиационных техников, куда был направлен по комсомольской путёвке. Летом 1939 года участвовал в боях с японскими захватчиками на реке Халхин - Гол, в качестве воздушного наблюдателя.

Мечтая стать лётчиком, Кузьмин добился зачисления в Качинскую военную авиационную школу, которую успешно окончил в 1940 году. После этого, Лейтенант Кузьмин был направлен для прохождения дальнейшей службы в один из авиационных полков.

С началом Великой Отечественной войны командир звена старший лейтенант Георгий Кузьмин был переведён на Западный фронт, в 161-й истребительный авиаполк 11-й смешанной авиационной дивизии. Лётчики этого соединения, которым командовал дважды Герой Советского Союза Г. П. Кравченко, взаимодействуя с сухопутными войсками сдерживали натиск превосходящих сил противника на очень важном - западнее Витебска - участке западной границы.

Георгий встретил войну не новичком - с орденом Красного Знамени, полученным за отвагу в небе Монголии. Поэтому свою первую воздушную победу он одержал уже на 5 день войны, 27 июня 1941 года. Тогда на истребителе И-153, в 7-м боевом вылете, в паре с ведомым, он сбил бомбардировщик Ju-88 около Лепеля. Возвращаясь на свой аэродром лётчики обнаружили ещё один Ju-88. После нескольких безуспешных атак, когда все боеприпасы иссякли, Кузьмин таранным ударом уничтожил вражеский самолёт. Его истребитель был тяжело повреждён, но Георгию удалось посадить "Чайку" в поле. Вечером, командир полка и другие лётчики поздравили Кузьмина. За один вылет сбить 2 "Юнкерса", остаться в живых после тарана и сберечь машину - такого в те дни ещё не знали не только в их части, но и на всём Западном фронте.

В тех боях на дальних и ближних подступах к Москве 28-летнего Кузьмина в полку величали "дедом" - за молчаливость и сдержанность, за солидный боевой счёт и завидное лётное мастерство. Приписывали особой удаче то, что из сумятицы воздушных схваток он выходил целым и невредимым. А причина была иная - он искусно маневрировал в "мёртвой зоне" вражеских стрелков. Упорно отрабатывал свои излюбленные приёмы: действовать молниеносно, нападать с высоты, с задней полусферы, открывать огонь только с короткой дистанции, наверняка.

Затем 161-й авиаполк перебросили в Брянскую область. 19 ноября 1941 года лётчики взлетели на перехват 9 Ju-88. В ходе боя 2 немецких самолёта были сбиты Кузьминым, прежде чем в его машину попал зенитный снаряд. Истребитель охватило пламя. На мгновение он потерял сознание, но быстро очнулся и сумел посадить самолёт на заснеженное поле. Едва успел отползти подальше к лесу, как самолёт взорвался.

Его постигла участь многих маресьевцев. Встать и идти он не мог, как ни пытался. Тогда, собрав последние силы, он стал ползти. Полз долго, увязая в глубоком снегу, до тех пор, пока его не подобрали местные жители. Они спрятали его в одном из домов деревушки, выходили. Григорий решил пробираться к своим. Но обессиленный, был пойман немецкими солдатами и помещён в лагерь для военнопленных.

Но и там Кузьмин не смирился со своим положением. Через некоторое время, убив часового, он бежал. Около месяца партизанил. Когда же попал в одну из наших строевых частей, его сразу направили в госпиталь залечивать гноящиеся на ногах раны. Там он пробыл почти 3 месяца. Врачи вынуждены были ампутировать ему ступню левой ноги и часть ступни правой и вынесли заключение о невозможности возвращения лётчика в боевой строй. Однако Георгий не согласился с этим заключением. Начались долгие тренировки и борьба за право вернуться в авиацию...
И он добился своего: в конце концов ему разрешили, правда, со всевозможными оговорками, вернуться в истребительную авиацию. Каких усилий это ему стоило, можно только гадать. Помогло то, что и раньше он не был баловнем судьбы. В 7 лет остался сиротой. По части "тягот и лишений" воинской службы тоже не был обделён. Суровое спартанское воспитание получил в Качинской школе военлётов: между подъёмом и отбоем - до отказа заполненный занятиями и тренировками день. С детства был прокалён сибирскими морозами, а потом - знойными степяпи Монголии. Перед началом войны вместе с сапёрами строил авиабазу, бетонировал взлётно - посадочную полосу, прокладывал дорогу до ближайшего посёлка.

В марте 1942 года Кузьмин был направлен в 239-й авиаполк ( Калининский Фронт ), командиром эскадрильи. После основательной тренировки во всех элементах полёта, уже на новой машине Ла-5, Георгий начал летать. А в мае - водит эскадрилью в бой. Так вместе с полком он дошёл до Сталинграда, где во всём блеске развернулся его талант истребителя. Именно там капитан Г. П. Кузьмин провёл несколько исключительно эффектных и результативных боёв.

Большим успехом стал для Кузьмина бой над Волгой 22 сентября, когда группа Ла-5 под его командованием сбила 5 пикировщиков Ju-87, из них - 2 на его личном счету.

11 днями спустя, 2 октября 1942 года, Г. П. Кузьмин одержал ещё 2 победы, когда его эскадрилья встретила группу из 15 Ju-87 около Мамаева кургана, 6 из них были сбиты. К несчастью, машина Кузьмина была повреждена огнём стрелков, а сам он ранен в живот. Однако, ему удалось благополучно совершить вынужденную посадку. Он вернулся в полк и несколько дней спустя произошёл бой, о котором потом много ходило рассказов в полку и далеко за его пределами.

...Пара вражеских самолётов внезапно атаковала аэродром полка. Взлетев под огнём противника, Кузьмин в напряжённой схватке сбил одну из вражеских машин. Её пилотом оказался обер-лейтенант Ганс Шульцер, выпускник школы высшего пилотажа в Берлине, кавалер Железного Креста с Дубовыми листьями, - знака, которым в Германии награждались лётчики сбившие не менее 100 самолётов противника. На шее у него висел амулет с прядью от пеньковой веревки, срезаной с одной из виселец. Этот амулет должен был хранить немецкого аса от всяческих бед...

Кузьмина знали в то время уже многие, и велика была его популярность. Причём знали не только рядовые лётчики и командиры подразделений. Знал даже командующий 8-й Воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкин, знал и ценил. Именно поэтому, 19 ноябре 1942 года, по его личному заданию, в условиях ограниченной видимости Кузьмин провёл важную разведку в районе Котельникова, где ему удалось обнаружить место сосредоточения войск противника...

Очередные 2 победы были одержаны им 22 января 1943 года, когда при патрулировании в районе Ростова - на - Дону пятёрка истребителей, под его командованием, уничтожила 6 вражеских машин. В сводке Совинформбюро от 29 января 1943 года сообщалось:

"5 советских лётчиков - истребителей во главе с капитаном Кузьминым атаковали 14 немецких самолётов, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. В ожесточённом воздушном бою советские лётчики сбили 6 вражеских самолётов. Наши истребители вернулись на аэродром без потерь".

В сводке ничего не упомяналось о том, что капитан Г. П. Кузьмин участвовал в сражении "обутым" в специальные ботинки - протезы. Что же, он добился своего, к нему относились без скидок на увечье...

10 февраля 1943 года командир 239-го истребительного авиационного полка майор А. Курочкин, представляя Кузьмина к званию Героя Советского Союза, писал в наградном листе:

"Участвует в Великой Отечественной войне с первого её дня, смелый лётчик - истребитель, отлично владеющий техникой пилотирования. За время боевой работы произвёл 270 боевых вылетов, из них: на штурмовку наземных войск и аэродромов противника - 15, на разведку - 70, на сопровождение нашей авиации - 30. Остальные вылеты произвёл на прикрытие своих войск и перехват самолётов противника. Провёл 90 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 самолётов противника 6 - в группе. Штурмовыми действиями лично уничтожил 5 средних танков, 20 автомашин, 2 зенитные точки, до 50 солдат и офицеров противника. Будучи командиром эскадрильи, правильно сумел организовать боевую работу подразделения. В результате его эскадрилья только на Сталинградском и Южном фронтах сбила 27 самолётов противника".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с врагами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 года Георгий Павлович Кузьмин удостоен звания Героя Советского Союза.

Это радостное известие застало Кузьмина уже в прославленном 9-м Гвардейском истребительном авиаполку, куда он был направлен в должности заместителя командира полка по воздушно - стрелковой службе. Там, освоив истребитель Як-1, он продолжил список своих побед: 30 мая 1943 года уничтожил истребитель Ме-109, став одним из самых результативных лётчиков полка. Спустя некоторое время после присвоения ему звания Героя, Кузьмин стал первым асом в полку, сбившим лично 20 самолётов противника.

Когда же он сбил 21 самолёт, армейская газета поместила на своих страницах его портрет. Фотокорреспондент снял его в кабине самолёта, на котором была нарисована 21 звезда - по числу уничтоженных им вражеских самолётов. А один из однополчан Георгия, блестящий лётчик - истребитель, будущий Герой Советского Союза Евгений Дранищев, восторгаясь боевыми делами Кузьмина, сказал: "Жаль, что я не писатель, а то бы написал о нём книгу".

18 августа 1943 года Кузьмин вылетел в составе группы, которую вёл командир полка А. А. Морозов. Возле города Снежное ( Донецкая область ) лётчики встретили большую группу Ме-109. Морозов с ходу сбил один "Мессер", но тут в самолёт Кузьмина попал зенитный снаряд. Машина загорелась и пилот был вынужден покинуть её. К несчастью, его самолёт падая зажёг купол парашюта...

Уже мёртвым подобрали и с почестями похоронили Героя бойцы наших передовых частей. К моменту гибели Георгий Павлович Кузьмин совершил около 300 боевых вылетов, участвуя более чем в 100 воздушных боях, сбил 22 самолёта лично и 7 в группе с товарищами. Его ученик и друг, Евгений Дранищев пережил своего кумира лишь на 3 дня.

"Красноярским Маресьевым" называют Георгия Павловича Кузьмина земляки. В память о нём в городе Заозёрном Красноярского края одна из улиц названа его именем. Имя Героя также носит Рыбинская средняя школа. Помнят его и в Донбассе, где красные следопыты школы № 1 города Красный Луч создали стенд, посвящённый его жизни и боевым подвигам.