20 октября 1944 года войска 3-го Украинского фронта совместно с войсками Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) после упорных семидневных боев освободили Белград от немецко-фашистских захватчиков.
К концу сентября 1944 года войска 2-го и 3-го Украинских фронтов, разгромив крупные группировки противника на южном крыле советско-германского фронта, вышли к югославской границе и, форсировав Дунай, захватили плацдарм в районе города Турну-Северин. Перед ними открылась возможность оказать помощь Народно-освободительной армии Югославии, которая к тому времени контролировала значительную часть территории страны, однако во всех важнейших городах продолжали оставаться гитлеровские оккупанты.
12 октября советские танкисты совместно с частями НОАЮ перерезали последнюю коммуникацию противника, ведущую к столице Югославии с юга. Еще через два дня передовые подразделения корпуса с десантом югославских бойцов на броне, не встречая серьезного противодействия немецких войск, достигли южной окраины Белграда.
Боевые действия по его освобождению начались 14 октября. В тот день советские и югославские соединения после мощной артиллерийской подготовки прорвали внешний оборонительный обвод. Однако в дальнейшем бои приняли затяжной характер. Контроль над некоторыми опорными пунктами по несколько раз переходил от одной к другой стороне.
Столицу Югославии старались освободить без жертв и разрушений, поэтому штурм города проводился без мощных бомбовых и артиллерийских ударов. Фашистов выкуривали главным образом орудиями, выделенными для стрельбы прямой наводкой, гранатами, автоматным огнем. Белградцы сами подсказывали солдатам, где расположены немецкие огневые точки.
20 октября бронекатера Дунайской военной флотилии отрезали противнику пути отхода через реки Дунай и Сава. Вскоре после этого сопротивление белградского гарнизона гитлеровцев было сломлено окончательно.
Докладывая члену об отношении населения Югославии к советским военнослужащим, начальник политотдела 57-й армии отмечал, что жители освобожденных территорий «встречали наших воинов сердечно, дружественно и радушно, преподносили цветы, приглашали к себе на обед и приветствовали Красную армию как освободительницу от гитлеровского рабства».
«Сожженные русские танки на улицах Белграда, – писал общественный деятель Югославии Родолюб Чолакович, – свидетельствуют о героизме танкистов, не щадивших свои жизни, для того чтобы Белград был освобожден с наименьшими разрушениями. Русские герои проливали свою кровь и за то, чтобы в борьбе при освобождении города погибли как можно меньше детей и женщин. Жители Белграда все это понимали и сердечно благодарили своих освободителей».
Военный корреспондент Павел Лукницкий после освобождения Белграда отметил: «Многие белградцы в беседах на улицах рассказывают нам, что, воспитывая в себе стойкость и силу духа, они всегда видели перед собой пример Ленинграда, о героической обороне которого знали многое от партизан, и тайно ловя радиосообщения советских и союзных радиостанций. Слова «Москва», «Ленинград», «Сталинград» для белградцев – символы великой доблести и победы». Советских воинов белградцы принимали как «милых сердцу, сильных, родных братьев».
20 октября 1944 года в 22 часа Москва салютовала 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий войскам 3-го Украинского фронта и НОАЮ, освободившим столицу Югославии.
Югославский народ высоко оценил подвиг своих освободителей. За мужество и отвагу, проявленные в боях за Белград, Президиум Антифашистского веча народного освобождения Югославии наградил орденами и медалями более 2 тыс. советских солдат и офицеров. Еще 13 воинов стали Народными героями Югославии. В свою очередь, орденами и медалями Советского Союза были награждены 300 бойцов и командиров Народной освободительной армии Югославии. Двадцать наиболее отличившихся частей и соединений получили почетное наименование «Белградские». В соответствии с Указом Президиума Верховного СССР от 9 июня 1945 года была учреждена медаль «За освобождение Белграда».